Так как мой инсульт не сдаётся настолько быстро, насколько бы мне хотелось, я вынужден постепенно погружаться в мир вспомогательных гаджетов. Именно так я нырнул в тему электрических инвалидных колясок, а конкретнее — в вопрос выбора привода.
Оказалось, что в парке электрокаталок есть выбор в диапазоне между передним, задним, центральным и комбинированным приводами. Ниже — мои размышления вслух о том, какой привод для чего актуален в повседневной жизни колясочника.
Что такое «привод»
Не думаю, что для вас это тёмный лес, но с расчётом на гуманитариев скажем так: привод — это колёса, на которые передаётся крутящий момент от электродвигателя. То есть те колёса, которые являются ведущими и именно они двигают всю конструкцию.
В дальнейшем, в этой статье при упоминании какого-то из приводов, просто имейте в виду, что мы обсуждаем два ведущих колеса, которые расположены на передней оси коляски, на задней, на центральной или они вообще все могут быть ведущими, как у лунохода.
Визуально, ведущие колеса имеют бОльший диаметр, что очень влияет на повышенную проходимость и безопасность при движении. Но есть модели, где у всех колёс одинаковый размер, и у ведущих, и у поворотных.
Коляски на заднем приводе
Задний привод широко применяется в ультралегких (15-20 кг) и обычных (30-40 кг) электрических инвалидных колясках, и как я понял, это около 80% всех моделей что производят в мире. Чем он так зашёл пользователям? Он универсален и идеально подходит для использования как в помещении, так и на улице.
Рабочая лошадка для закрытия повседневных вопросов, не связанных со скоростью или плохими дорогами. Они отличаются лёгкостью маневрирования в ограниченных пространствах, поэтому колясочнику очень удобно дома, в магазине, в офисе — в общем, в быту, где не предусмотрена активная деятельность.
Заднеприводные коляски — это не про бездорожье и не про нечищеные от снега дорожки, а грязь или пересечённая местность для них — это нонсенс. Асфальт, ровные покрытия, минимум препятствий — вот область применения заднеприводных электроколясок.
Даже в городе вас будут поджидать неприятные элементы экстерьера, которые не всегда под силу заднему приводу. Высокие бордюры, неадекватные уклоны пандусов, ограничения по скорости — будьте готовы к ежедневным разочарованиям и постепенно составляйте маршруты оптимальных объездов в своём квартале.
Передний привод
Передние ведущие колеса обычно ставят на массивные инвалидные коляски, где акцент сделан не на компактность и универсальность, а заточенность для комфортной езды и на увеличении радиуса ваших поездок.
Такие электроколяски обладают значительным весом и ощутимо мощным электроприводом, однако и в этом разряде техники существуют некие исключения, имеющие уникальные особенности.
Коляски со всеми большими колёсами
Такие вездеходы характеризуются массивной рамой и мощным электроприводом, которые обеспечивают хорошую проходимость не только на в идеальных, городских условиях.
На них уже можно смело спрыгивать с бордюра, пробивать не особенно густой снег или грязь, и даже совершать прогулки по слегка пересечённой местности с твёрдым грунтом, вроде парка, леса, поля или пляжа.
Как правило вездеходы имеют более низкий центр тяжести — во избежание опрокидываний. Эти коляски более устойчивы в маневрах, их сложно завалить и они могут справляться с более крутыми уклонами.
Идеальны для прогулок на природе, но слабо подходят для маневрирования в ограниченных пространствах, особенно в малогабаритных помещениях. Это не квартирный вариант, а скорее гаджет, который хранится в прицепе или который перевозят в багажнике до места покатушек.
Коляски с большими передним колёсами и маленькими задними
Не самый распространённый тип электрических инвалидных колясок. Колеса большого радиуса обладают более высокой проходимостью и слегка невнятной маневренностью, по сравнению с колясками с задним приводом.
Большой радиус колёс легко глотает неровности дороги, но на такой коляске не разгонишься — можно не успеть повернуть в нужном месте.
Полный привод
Коляски с полным приводом радуют более продвинутыми ходовыми характеристиками, по сравнению с заднеприводными колясками. Если же сравнивать с переднеприводными моделями, у которых четыре больших колеса, то при аналогичных размерах, весе и электроприводе — разница в ощущениях от езды отличается не кардинально.
Просто у полноприводной коляски меньше шансов застрять, а при застревании — ей проще выбираться.
По своей сути, полноприводные электроколяски — это гаджеты для развлечения. Их стоимость обычно зашкаливает на уровне цены среднего автомобиля, поэтому для повседневки они — слишком роскошное приобретение
Центральный привод
Коляски с центральным приводом обычно имеют более длинную базу, и вот чтобы эта база не застревала при проезде препятствий, под центральной частью коляски устанавливается одно или два колеса. То есть в общем у коляски будет 5 или 6 колёс.
Их задача — подключиться при необходимости и протащить коляску до момента, где у других колёс появится нормальное сцепление с дорогой. Но это если говорить про плохие дороги.
А так, центральный привод обычно подведён на ось с более крупными колёсами, а остальные четыре по углам коляски — будут меньшего радиуса. Такая конструкция придаёт коляске практически танковые характеристики. Она может разворачиваться на месте и устойчива к опрокидыванию.
Центральный привод идеально подходит для улицы, обеспечивая дополнительную безопасность при преодолении препятствий. И вполне неплохо обеспечивает высокую маневренность в магазинах, аптеках и других общественных местах. В городской среде центральный привод конкурентоспособен с задним и передним приводом.
Но их нестандартное управление может вызывать приступы ярости, так как оно не очень удобно для использования в жилых помещениях.
Комбинированный привод
Механические инвалидные коляски с комбинированным приводом — это на которых надо ездить с помощью физической силы рук, и которые дополнительно оснащены электроприводом. Он обеспечивает колясочнику возможность переключения между ручным и электрическим режимами, в зависимости от ситуации.
Но такие модели имеют свои недостатки, где основное — значительный вес (аккумулятор + железки), который затрудняет ручное передвижение. Различие в размере колёс также делает их склонными к опрокидыванию на пандусах, ограничивает скорость езды и возможность преодолевать уклоны.
Несмотря на эти минусы, коляски с комбо-приводом тоже покупают люди, которым важна возможность выбора между ручным и электрическим режимами в зависимости от ситуации.
Какой привод вам актуальнее?
Выбор привода — вещь субъективная. И я рекомендую сначала понять, для каких целей вам вообще нужна коляска. Определитесь с основными маршрутами и убедитесь что на пути у вас нормальная городская инфраструктура и нет непреодолимых препятствий.
Если вы живёте в идеальном месте, где только горизонтали и все съезды-заезды оборудованы для людей, а не для галочки — берите задний привод и будет вам счастье. Если есть трудно проходимые моменты — присмотритесь к центральному приводу.
Если вы живете вообще за городом, то брать надо передний привод с одинаковыми колёсами или вездеход. В общем, на этих простых примерах я пытаюсь показать, что на выбор влияет масса факторов, которые невозможно учесть для выдачи правильного совета.
Для себя я определился так: легкая коляска (15-20 кг) для путешествий на самолете или машине, и некий транспорт для бездорожья (скорее всего и для города). Пока выбираю, особенно последнее. Коляска-вездеход это будет, скутер или разновидность маленького багги, пока решаю.
Предназначение этой коляски — микропутешествия в радиусе нескольких километров от дома. Преимущественно по городу или очень хорошим просёлочным дорогам, без холмов и перепадов высот.
Искать новые хобби и с помощью устройств. Что-то есть на Алиэкспресс, а если вы живете в Европе, то еще на Амазоне. Там меньше ассортимент, зато бренды и быстрая доставка.