Что выбрать инвалиду — коляску или скутер? Небольшой экскурс на основе личных впечатлений и опыта в эту тему. Для передвижения людей с ограниченными способностями придумали пока две действительно рабочие вещи: коляски и скутеры.
Основные различия
Коляски больше подходят для тех, кто вообще ничего не может. Бывают ручные и электрические, тяжелые и легкие, складные и нет, и тд.
Обычно электроколяска весит 25-40 кг. Легкая типа 25-27 кг. Только это много, не каждый поднимет. Да, можно поднять (это лучше, чем вообще нельзя), но все равно много. Реально легких очень мало моделей, весят они 15-20 кг, часто карбоновые, а колеса маленькие. И сидушка не для долгих поездок.
В случае ручной коляски нужно, чтобы руки хорошо работали и в идеале их качать, чтобы передвигаться было легче. Вообще для ручной коляски нужна нормальная верхняя часть тела. Зато они легкие.
Скутеры же больше для тех, кто хоть как-то может передвигаться сам. Например, для пожилых. Но обычно скутеры больше по размерам, тяжелее, складные складываются (или разделяются на несколько частей) как-то громоздко. Обычно весят 40-100 кг.
Есть модели с управлением не как у мотоцикла (обычно у них руль другой), а проще, что подходит тем, у кого проблемы с руками. По сути только газ, а при его отпускании, скутер автоматически тормозит (у меня такой).
Проходимость
У обоих девайсов проблемы с проходимостью, коих полно в городе. Чем выше препятствие, тем менее преодолимо. Стыки, бордюры, ступеньки. Как правило, 3-5 см максимум. Чем больше колеса, тем более проходимые, но может не хватить мощности. Без адаптивной среды в любом случае придется тяжело.
Есть внедорожные коляски с большими колесами, мощным двигателем, полным приводом 4х4 на все колеса. На такой можно и по лесу. Но они тяжелые, не складные, цена у них, как у крыла от боинга, для перевозки нужен минивэн или пикап.
Скутеры изначально более проходимы (у моего толстые колеса диаметром 30 см), но прям внедорожников не делают (я только одну такую модель знаю). Скорее для пересеченной местности используют 3-4 колесные специальные ручные или электро- велосипеды. Тогда даже даунхил возможен, если тело позволяет.
Скорость
Коляска едет 5-7 км/ч. Это немного быстрее пешехода.
Скутер едет 7-12 км/ч. Для здорового человека это мало, обычный самокат спокойно едет 25 км/ч. Поэтому такой скутер для тротуаров. Но сильно быстрее и не надо, опасно.
4х-колесный скутер на скорости иначе управляется, поворачивает слишком резко, может перевернуться. И гидроусилителя нет, чтобы это как-то сгладить.
Увеличенная до 30-50 км/ч бывает у 3х-колесных скутеров. Либо это «приставка»-колесо с рулем к ручной коляске, либо изначально такая конструкция. В последнем случае такой скутер уже для дорог и могут потребоваться права.
Цена
Все девайсы стоят от 800-1000 евро. Более серьезные стоят уже 2000-4000 евро.
Например, моя первая простая электроколяска (27 кг) стоила 1100 евро. А вот вторая брендовая карбоновая (15 кг) уже 3500 евро.
А мой скутер стоит 2100 евро. И я хотел бы когда-нибудь его поменять на тот, что стоит 5000 евро.
Что покупать
По опыту , коляска от 2х200-2х250 ватт, скутер от 500 ватт (а лучше от 700-1000 ватт). Меньше мощность — не факт, что в любую горку поедет и препятствие преодолеет.
Связка из нескольких устройств — это решение.
Скорее всего, одним устройством не обойтись, оно не универсально и не подходит для всего сразу. У меня два: электроколяска 15 кг Quicke 50R Carbon и скутер 120 кг Sunrise Sterling S425.
Коляска нужна для ТЦ, путешествий (самолет и тд). Ее можно положить в багажник машины (своей и такси). И ее я могу худо-бедно поднять сам, но на ней долго тяжело ездить, ибо сиденье очень простое.
Скутер же для города, не для транспортировки. На нем прям из дома езжу, по району. Он намного удобнее и кресло там супер. Не так трясет на стыках. Но в багажник обычной машины не запихнешь никак.
Искать новые хобби и с помощью устройств. Что-то есть на Алиэкспресс, а если вы живете в Европе, то еще на Амазоне. Там меньше ассортимент, зато бренды и быстрая доставка.